Мосты округа Муром

Бесплатно получить электронную карту этого маршрута можно в Туристском центре «Калач», обратившись по имейлу tur@murom.info

Мосты округа Муром, изображение №1

Определение из Википедии: «Мост это искусственное сооружение, возведённое над водным препятствием, например, через рекуозеро, болото, пролив. Мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества.

Инженерное сооружение, возведённое через дорогу, называют путепроводом, сооружение через овраг или ущелье — виадуком

***

Мосты всегда меня привлекали, они позволяют почувствовать себя парящим над широкой рекой или пропастью. На мосту нас всегда охватывает чувство прекрасного, весь мир виден отсюда с высоты полета.

Мне было очень интересно узнать что-то новое о мостах округа Муром, приятно побывать снова в любимых красивых местах, радостно поделиться открытиями, особенно здорово, когда в ответ Вы делитесь своими краеведческими секретами.

ЗАГЛАВНЫЙ МУРОМСКИЙ МОСТ

Конечно, заглавным мостом этого рассказа будет Муромский вантовый мост. Он соединяет берега Оки, а ровно на середине моста проходит граница между Владимирской и Нижегородской областями. Вспоминается мост между Швецией и Данией, на середине которого проходит граница между двумя государствами.

Муромский вантовый мост
Муромский вантовый мост

До появления этого инженерного чуда роль объединения двух берегов и областей летом осуществлял понтонный мост, бетонные причалы которого видны и сейчас от смотровой площадки на Кремлевской горе. Зимой транспорт и людей переправлял паром. С 2006 года началось активное строительство Нового муромского моста. «Новым» его называют муромляне и сегодня, хотя открытие моста прошло 1 октября 2009 года.

1 августа 2013 года мост заслужил почетное звание Самого красивого моста России, опередив «Красного дракона» из Ханты-Мансийска, других собратьев из Сургута, Хабаровска и даже Санкт-Петербурга. Эффектная подсветка ночью, гармонично вписанный в пейзаж силуэт гиганта, великолепные виды на мост с берегов, открывающиеся просторы Русской равнины при взгляде с него – всё это привлекает местных жителей и гостей города. Те, кто побывал на мосту в ветреный день рассказывают, что ванты моста, словно огромные струны, «напевают» загадочные мелодии…

Длина моста составляет 1400 м, дорожное полотно держится на вантах, которые крепятся на трёх основных опорах из монолитного железобетона высотой 90 м.

Общая стоимость строительства моста составила около 8 млрд. руб.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ 1912 ГОДА

Самый новый Вантовый мост находится севернее Мурома, а южнее него — самый старинный мост района, переносящий через Оку полотно знаменитой Транссибирской магистрали.

Железнодорожный Муромский мост
Железнодорожный Муромский мост

За более чем столетнюю жизнь сменили пролеты моста, отремонтировали опоры, их построили с таким расчетом и запасом прочности, что впоследствии уложили еще и пролеты для второй линии путей.

Железнодорожный Муромский мост
Железнодорожный Муромский мост

Муромский железнодорожный мост имеет четыре пролёта над рекой, из которых второй пролёт от правого берега предназначен для судов, идущих сверху, а третий пролёт — для судов, идущих снизу.

Длина моста 844 м

Муром город на холмах. Обязательно посчитаю их в следующем посте. А между холмами пролегают овраги. Некоторые были когда-то руслами рек, другие вырыты для нужд человека, иные появились Бог знает как… У каждого есть свое имя (это тоже оставлю до будущих очерков). А вот переправляться через них как-то нужно. Потому в Муроме много мостов, мостиков и сегодня даже есть мостки. Впрочем, город развивается быстро, и тема мостов, я надеюсь, разовьется со временем во что-то большее, чем сейчас.

ШТАПСКОЙ МОСТ

В самом центре города, за Свято-Троицким монастырем, от двух домов-близнецов через Успенский овраг перекинут Штапской мост. Название ему дает район города – Штап. Мост построен силами муромлян в 1948 году. Катализатором строительства стало начало другой стройки – стадиона Труд, к которому и выводит Штапской мост. Отсюда начинались праздничные демонстрации советских лет.

Штапской мост
Штапской мост

ПОНЯВЫЙ МОСТ или ШЕЛУДЯКОВ МОСТ или ГОХМАНСКИЙ МОСТ

Этот трёхимянный деревянный мост через Успенский овраг, Успенский ручей, да еще и рядом с Успенской церковью открывает поистине живописные виды на южный склон оврага. Названия свои он получал от именитых жителей города, живших в XIX веке недалеко от моста. На Пищальной горе (на южной стороне оврага) жили городской голова Поняев и Шелудяковы, а на северной стороне раскинулся в позапрошлом столетии великолепный Гофманский сад. Еще и сегодня, пробираясь скрытыми тропинками по склонам оврага, видишь много фруктовых деревьев (весной вишни и яблони цветут здесь совершенно неповторимо), очаровательные ивы, и такие деревья, по которым сразу видно как бережно были они взращены на берегах петляющей речки. Кстати, речка тоже носила много названий: Успенский ручей (официальное название, впервые упоминается в1636 году), другое название Воскресенский, а еще Муромка, Понявка или Вонючка.

Мосты округа Муром, изображение №6
Остатки Гофманского сада
Остатки Гофманского сада

МОСТ НАД УТЕРЯННЫМ ПРОШЛЫМ

И ЗНАМЕНИТЫЕ «АРЕСТОВАННЫЕ ГОСТИ» МУРОМА

Большой Сибирский тракт несколько веков соединял Европу и Азию, являясь самым протяженным в мире культурным ландшафтом. Он изменил жизнь городов, через которые проходил. Тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Малмыж, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). В общей сложности протяженность пути составлял порядка 11 тыс. км. Для сравнения, это четверть окружности Земли у экватора.

Другого пути на Восток в России просто не было, поэтому можно легко представить, сколько известных людей прошли этим маршрутом. Вот имена некоторых из них: Иван Ползунов — изобретатель первой в мире паровой машины, Александр фон Гумбольдт — путешественник и ученый, Николай Пржевальский — знаменитый путешественник, Петр Козлов — выдающийся русский путешественник, писатели Антон Чехов, Константин Станюкович, Александр Герцен, Владимир Короленко и другие. По Казанско-Сибирскому тракту проезжали в Сибирь и царские особы. В 1824 году в путешествие отправился император Александр I. Есть легенда, что из Сибири он не вернулся и умер там под именем старца Кузьмича, а в Таганроге под видом монарха похоронили простого солдата.

Но не только путешественники и купцы двигались Сибирским трактом, дорогу еще называли Великим кандальным путем. Именно им отправлялись в Сибирскую ссылку каторжане. Пешее передвижение по тракту было очень изнурительным, а длительность перехода от Петербурга до Иркутска доходила до двух лет. В начале XIX века Сибирский тракт через каждые 60 верст был обустроен этапными острогами и полуэтапами для отдыха.

Этим путем, по улице Никольской (а сегодня Первомайской), уезжал фаворит Петра I Александр Меньшиков, везли на суд в Москву Емельяна Пугачева, в 1790-х годах в ссылку проезжал Александр Николаевич Радищев, а в 1826 по 1828 отправились декабристы, в 1850-м в числе петрашевцев шел Федор Михайлович Достоевский…

В нескольких городах Сибирского тракта еще и сегодня осталась выложенная камнем дорога каторжан и купцов. В Муроме пересыльный квартал, гостиницы и почтовые станции были расположены в овраге, над которым сейчас проходит виадук от ул. Первомайской к Комсомольскому переулку (раньше назывался Языковским). Здесь располагались самые неблагополучные дворы Мурома. А тюремный замок, в котором содержались каторжане, и по сей день стоит в конце оврага, теперь здесь расположилось кафе «Капитан Крюк».

Мосты округа Муром, изображение №8

С открытием в начале XX века Транссибирской магистрали пеший путь на восток потерял свое значение. Овраг в Муроме зарос кустарником, но еще сегодня те, кто знает тайну этого места, могут увидеть молчаливых свидетелей былого — старинные березы, которые по приказу Екатерины Великой сажали на расстоянии 3-х метров друг от друга вдоль Сибирского тракта для защиты дороги от снежных заносов.

ПОДЗЕМНЫЙ МОСТ

Как известно, Мурому в 2020 году исполняется 1158 лет. За такую длинную жизнь, каких только удивительных вещей не зарыли жители города в эту полную памяти землю. Она хранит даже каменный мост, закопанный в 70-е годы XX века на перекрестке Московской, Куликова и Войкова.

Еще в Муроме есть мосты через железнодорожные пути, где можно посмотреть на проходящие поезда. А вид с путепровода на железнодорожном вокзале просто завораживает.

Мосты округа Муром, изображение №9
Мосты округа Муром, изображение №10

МОСТ ДЛЯ ЛЕНИНГРАДЦЕВ

И МОСТ ДЛЯ РОМАНТИКОВ

Жителям района Вербовский хорошо знаком мост через реку Вербовку. Первая версия была построена еще в 1939 году, а красавец мост с коваными фонарями над живописным озером с островками кувшинок, появился в 1978 году. Микрорайон Вербовский образовался вокруг Муромского приборостроительного завода, который «перевезли» вместе с рабочими из Ленинграда. Поэтому первые жители поселка преимущественно ленинградцы. Мост не спроста построен по примеру Питерских мостов, это напоминание о родном городе. Вербовский — это настоящий музей моногорода советского периода. Его удивительную историю рассказывают экскурсоводы Музея Муромского Приборостроительного завода, на которую мы будем рады вас пригласить!

Мосты округа Муром, изображение №11
Мосты округа Муром, изображение №12
Мост через Вербовку (фото со старыми фонарями)
Мост через Вербовку (фото со старыми фонарями)

Кроме «ленинградского» моста на Вербовском есть еще один мост, горячо любимый фотографами и влюбленными. Это навесной мост через реку Илевну. Качающийся под весом человека, поскрипывающий металлическими канатами, он навевает мысли о приключениях и вызывает некоторое опасение … Однако удаленное расположение моста от города и уединенные окрестности с уголками нетронутой природы безусловно достойны самого пристального внимания любителей мостов.

Мосты округа Муром, изображение №14
Мосты округа Муром, изображение №15

МОИ ЛЮБИМЫЕ МОСТКИ

Мой любимый прогулочный маршрут по Мурому включает и прогулку по мосткам от Николо-Набережной церкви к смотровой площадке. Ведущая через заболоченный овраг и ручей «деревянная тропа» всегда полна впечатлений. Весной она подарит вам пение соловьев и журчание ручьев, осенью тоскливую песню камыша и медное поле листьев, летом прохладу родников в тени деревьев, а зимой замечательный вид на сияющий снежный холм, с золотым храмом на вершине. Здесь почти всегда слышны колокольные звоны муромских церквей.

Вид на Николу Мокрого в апреле
Вид на Николу Мокрого в апреле

В общем история Мурома с его мостами это что-то особое. Наверное именно поэтому в Муроме проводят всеармейский этап конкурса понтонно-переправочных подразделений «Открытая вода» Армейских международных игр. Задача конкурса состоит в том, чтобы как можно быстрее построить мост через Оку…