Улица-портрет

 

Портретный жанр штука непростая для понимания. В музее мы часто проходим мимо портретов и не запоминаем их. А можно узнать, кто и почему изображен и тогда вы будто пообщаетесь с кем-то из прошлого. Забавно, что наши «селфи в инстаграме», сколько бы лайков они ни собрали, не позволят через 200 лет пообщаться с нами какому-нибудь посетителю музея. А, может, и не забавно.

А что такое город, как не портрет его жителей, который пишется столетиями? А материалами для этой картины служат камень и дерево. Улица Губкина, которая раньше называлась Космодамианским переулком, как мне кажется, прекрасно отражает 400 летний характер муромлян, живших на ней и оставлявших свой каменно-деревянный след.

Предлагаю прогуляться по ней и заглянуть в окна этих домов, как в глаза их обитателей.

Если двигаться со стороны ул. Лакина, то одни из первых домов, встреченных нами, будут два деревянных дома постройки 20-х и 30-х годов XX века (дома №15 и 30). Справа дом с первым кирпичным этажом, слева весь дом деревянный. Представьте, этим скромным зданиям почти 100 лет. Построенные во время тяжелейшего экономического кризиса постреволюционного времени, они все еще для кого-то служат домом.

Следуем дальше и тут же наше внимание привлекает здание под счастливым №13. Это Дом купца Киселева постройки 1790 года. Значит эти окошки смотрели на улицу когда Муромом и Российской Империей правила легендарная Екатерина II.

Улица-портрет, изображение №1

А род Киселевых известен в Муроме с середины XV века, в России же — с первой половины XII века и идет он от Свентольдия Киселя — полководца Владимира Мономаха! В Муроме, конечно, не один только этот дом принадлежал знатной дворянской фамилии. Кстати, в Муромском историко-художественном музее выставлены три портрета представителей рода Киселевых.

Улица-портрет, изображение №2
Улица-портрет, изображение №3
Улица-портрет, изображение №4
1 из 3

Тут приведем выписку из Музейного описания семьи, которой принадлежали эти фамильные портреты. «Киселевы — Иван и Михайла Степановы, Федор, упоминаются в писцовых документах Мурома XVII в. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/1624 г. — Л. 19−20об. — С. 30; Писцовая книга г. Мурома 1636/1637 гг. — Л. 23−24об. — С. 34−35; Документы по истории Муромского посада второй половины XVII в. — Л. 23об. — С. 96). В первой трети и сороковые годы XIX в. члены этого предпринимательского клана — «дети купца 1-й гильдии К. Т. Киселева» и Ф. О. Киселев занимались торгом хлеба, что составляло «главную статью оборота здешних торговцев». В 1832—1838 гг. на средства, внесенные богатым купцом Карпом Тимофеевичем Киселевым [р. 1780(?) — ум. ок. 1839/40(?)], были возведены трапезная с приделом св. Екатерины и трехъярусная колокольня со шпилем муромской церкви во имя иконы Смоленской Богоматери»

И вот она, церковь Смоленской иконы Богоматери 1804-1838 годов, стоит рядышком, на следующем перекрестке ул. Губкина, славным и ярким напоминанием о делах купцов Киселевых.

Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери
Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери

Что сказать о самом доме? Хочется рассказать именно здесь о том, что такое мезонин. Это маленькая надстройка с одним или тремя окошками под треугольной крышей в центре фасада. Помните «Дом с мезонином» А.П. Чехова?

«Милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё». Чехов описывает дом как старый, со всеми признаками запустения поместья уездных дворян… «старые амосовские печи» , «старые ели» , «иволга-старушка»… То есть уже тогда, в 1896 году «мезонин» как архитектурный элемент был признаком давно вышедшей из моды архитектуры… и намекает нам Антон Павлович на старый и несчастливый уклад жизни. Но мы оставим на ваше усмотрение то, сколько счастья хранил в себе именно этот дом с мезонином свои 230 лет, а пока можем сравнить его с домом XXI века, находящимся напротив. Их безмолвная эстетическая дуэль, на мой взгляд, не оставляет шансов младшему брату, не смотря на устаревший мезонин старшего.

Следуем дальше. Слева дом №11 постройки 1890 года. Кирпично-бревенчатый жилой дом. 130 лет.

д.7. Наверное, новый особняк, но мне нравится, что владелец этого дома придумал забавные разные наличники на окошках. Это украшает улицу! А вы как считаете?

д.5. Жилой дом постройки 1917 года.

д. 12. Вот тут я не успела. Раньше этот дом, построенный в 1880 году, был настолько живописно размещен, что местные художники то и дело его писали (в основном снизу, со скрытой лестницы, ведущей на набережную Оки). При мне картину с этим замечательным видом страстно хотел приобрести один заезжий француз. Однако автор (Владимир Батаев) сказал, что картина еще не высохла и довезти ее не представляется возможным. Так и уехал француз без нее, купив другую, а теперь и дома нет. А картина есть в мастерской художника на улице Плеханова, 7.

Улица-портрет, изображение №6
Улица-портрет, изображение №7
Улица-портрет, изображение №8

Слева дом №3 1890 года постройки. Тоже жилой.

Затем немного новостроек нашего века и замечательный деревянный «Дом Гундобина» по адресу ул. Губкина, д.1. Выстроенный во второй половине XIX века (при ремонте современные владельцы дошли до слоя обоев с газетами 1863 года!). Он является одним из нескольких домов Мурома, где сохранились уникальные деревянные украшения фасада, в том числе наличники, каких больше нет ни в одном доме России. Наличники «с черепами». Не известно доподлинно, почему именно такое художественное решение выбрали заказчик и мастер, сегодня эта загадка еще ожидает ответа.

Улица-портрет, изображение №9
Улица-портрет, изображение №10
Улица-портрет, изображение №11
1 из 3

Династия Гундобиных ведет свой род с XVI столетия. Ее основатель предположительно Федор Гундобин. Череда наследников этой фамилии прославилась как в мире торговли, так и на государственной службе. Многие ее представители были городскими старостами, головами, занимали разнообразные почетные посты. Например, Василий Петрович описывал посещение Мурома императором Павлом I, 18 мая 1798 г., который беседовал с ним продолжительно. А Иван Васильевич Гундобин как руководитель городского управления встречал в Муроме императора Николая I 12 октября 1834 г.

Прогуливаясь дальше мы с вами увидим завершение описания характера жилых домов Мурома в виде «хрущевок», которые при всей своей простоте являются потомками роскошного «сталинского ампира» 50-х годов XX века. Лишенные всяких архитектурных «излишеств» типа лепнины, резьбы и мезонинов, они предлагают нам почувствовать простоту бытовых решений 60-х. Кстати, здесь же, вокруг этих пятиэтажек стоят и другие «потомки» своих славных предков — березы. Вероятно дочки или внучки тех, что по приказу Екатерины II рассадили вдоль Сибирского тракта, который проходил в этом месте больше чем 3 столетия назад.

Улица-портрет, изображение №12

Оценивать получившийся портрет предстоит не только нам, но и многим поколениям муромлян, которые будут жить здесь после нас. Наверное, можно задать себе вопрос, а что могли бы мы добавить к портрету муромлян от себя, от 20-х годов XXI века?

Благодарю за материалы, использованные в статье Муромский историко-художественный музей, Владимира Батаева и другие открытые источники.